Вернуться на главную страницу

 

О среднем образовании

 

Даймон Лаэтел работает преподавателем в средней школе, как он сказал. Думаю, что вполне можно побеседовать с ним о среднем образовании. На мой взгляд, уровень среднего образования определяет потом уровень развития страны в целом. А проблемы с образованием создают массу проблем и в науке и в экономике и в культуре. Давайте подробно остановимся на том, какие же есть проблемы в среднем образовании. Сразу можно указать две основные проблемы. Одна это чему учить, а другая как учить. Первую можно тоже разделить на части. Что конкретно надо учить и по каким учебникам надо учить. Потом может не всех надо учить одному и тому же. Может надо учить по способностям и не тратить время и здоровье учеников на предметы, к которым у них нет способностей? Учить одних гуманитарным наукам, других естественным.

Второе, как учить? Надо заставлять учеников учиться или нет. Или учить только тех, кто хочет и может учиться, как у нас в основном и было, а остальные просто посещали школу. Нет, сначала заставляли и даже оставляли на второй год, а потом неуспевающих учеников просто переводили из класса в класс, лишь бы не болтались без дела. Потом еще вопрос, как надо заставлять? На мой взгляд, это просто неразрешимая проблема для школы. В семье можно нанять платного репетитора, который будет учить одного или несколько учеников, и все-таки, научит и может быть, даже хорошо научит. А в школе к каждому двоечнику учителя не приставишь.

Еще проблема, какие учителя, не секрет, что не все они таланты от бога, есть представители весьма посредственные.

Как видим, имеем массу проблем.

Я: Здравствуйте, Лэател! Вы можете побеседовать со мной на тему о среднем образовании?

Л: Виктор, вполне могу.

Я: Как долго вы уже преподаете в средней школе?

Л: Я сначала был ученым физиком, поэтому мой стаж преподавания очень не большой.

Я: Простите, я опять буду задавать нескромные вопросы. У вас есть научные звания или степени?

Л: Виктор, у меня самая высокая научная степень типа академика по вашему.

Я: Потрясающе! Наших академиков не выгонишь из академии наук.

 Теперь я понял, какой у вас уровень среднего образования. Впрочем, для балбеса, все равно, какой уровень у преподавателя.

На мой взгляд, дилетанта, в школе важно иметь в большей мере педагогические способности. Как сам помню, в самом начале у нас по физике была такая учительница, что я слушал ее, просто разинув рот и потом пошел на физфак. Всего у меня было только 3 таких преподавателя.  Еще по математике и по истории древнего мира. Остальные просто работали, как могли.

Л: Ты прав, только я работаю в старших классах.

Я: Сколько лет длится учеба в средней школе

Л: Всего 24 года.

Я: Ну, какое же это среднее образование? Его даже высшим не назовешь. Преподают академики, учатся в два с половиной раза дольше, чем наши школьники. Что тут сравнивать? Мы у вас практически ничему не сможем поучиться или что ни будь перенять.

Придется мне по другому подойти к этому. Давайте вы просто ответите на те проблемные вопросы, которые я назвал в начале статьи.  

Как  вы хотите отвечать сразу на все, в общем или конкретно я буду задавать вопросы по очереди, а вы будете отвечать

Л: Лучше задавай вопросы.

Я: Что конкретно надо учить  в школе? Я имею в виду учить общие дисциплины всем без разбора до последнего класса, или  в конце, в старших классах проводить специализацию. Как были у нас школы с математическим уклоном или иностранным языком.

Л: Трудно сказать, по моему можно и так и так.

Я: У вас есть спецшколы?

Л: Есть и очень много.

Я: Как могут родители знать, надо ребенка отдавать спецшколу или нет? Отдадут его в спецшколу, да не в ту. Он бы учился лучше по другим предметам, а время уже ушло. Переведут в другую спецшколу, он там сначала должен догонять, конечно, он потом выровняется, если действительно талантливый ребенок. 

Л: Это большая проблема, Виктор, у нас она тоже стоит.

Я: Ну вот, и что же делать?

Л: Виктор, мы ничего не делаем.

Я: Почему?

Л: Понимаешь, в чем дело, не хватает на все средств и сил. Может, в будущем, решим.

Я: Технические училища тогда тоже имеют право на существование, хотя учат там общим дисциплинам откровенно плохо, да это и не нужно рабочему. Вы согласны?

Л: Да, конечно, Виктор, образование в СССР было очень хорошим.

Я: Как насчет тог что бы учить отдельно одних гуманитарным, а других естественным наукам?

Л: Это, по моему лишнее, все в школе должны учить одно и то же.

Я: Надо заставлять детей учиться, или нет?

Л: Обязательно! Ведь дети еще ничего не понимают.

Я: Как заставлять?

Л: Не палкой или ремнем, конечно. Главное в начале не упустить момент.

Я: Да, я помню, меня мать заставляла по нескольку раз переписывать уроки, и как я этого не хотел. Потом научился и привык относиться к делу должным образом. Ну, это к школе не относится. В школе просто двойку поставят.

Л: В начальных классах надо поставить дело таким образом, чтобы заставить всех переписывать, кто плохо сделал, чтобы приучить детей сразу делать хорошо. От этого будет завить вся учеба в дальнейшем.

Я: Теперь вопрос, как у вас с подготовкой кадров? Учитель у нас не является престижной профессией. Редко кто идет в педвуз по призванию. И конкурс не большой был в мое время.

Л: О Виктор, учитель у нас это величина высшей категории, выше академика.

Я: Да, это я понял теперь.

 Л: И у нас, чтобы стать учителем начальных классов, надо пройти специальное тестирование, не каждый его может пройти, только десять процентов из желающих стать им.

Я: Сколько времени вы будете заниматься преподавательской деятельностью?

Л: Виктор, не очень долго, потом я вернусь в науку. За время моей преподавательской деятельности, примерно за 20-25 лет в науке, в моем случае в физике, произойдут какие то изменения, я должен понять что, чтобы потом на современном уровне снова вести преподавание, Да так и интересней, по-моему, как ты думаешь?

Я: Я думаю, это потрясающе! Опять нескромный вопрос, я серьезно, а на пенсию когда? Я тоже был преподавателем 25 лет только в ВУЗе, сейчас уже более10 лет на пенсии.

Л: На пенсию у нас никто не идет.

Я: Понятно, Все здоровые, крепкие мужики, молодые все, как таких отправлять на пенсию?

Ну, а можете вы плюнуть на все и сказать, надоело все, работаешь, работаешь сто или двести лет, не хочу больше, буду отдыхать.

.Л: Запросто, только никто так не делает..

Я: Вот здорово!

Не могу не задать еще один вопрос, ну а высшее образование у вас есть?

Л: Есть, конечно, только не всякий его может получить.

Я: Это почему?

Л: Тут вот в чем дело, высшее образование у нас получает ученик у учителя, один учитель, один ученик.

Я: Два ученика может быть?

Л: Нет, ни в коем случае. И учитель сам решает, когда ученик заканчивает свою учебу.

Я: У вас есть высшее образование?

Л: Да, есть. И даже два.

Я: Ничего себе!!

Л: Не буду скромничать, я являюсь одним из самых главных ученых нашего мира.

Я: Да, вот тебе и преподаватель средней школы.

Я: Ну, в общем, все более, менее понятно. Спасибо огромное!

 

23.02.22

 

Вернуться на главную страницу